Проблемы антикризисного управления в современных условиях Текст научной статьи по специальности Экономика и экономические науки

Признаки и особенности антикризисного управления

Управление осуществляется в социально-экономической системе, которая представляет собой объект управления. Одной из характеристик управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда является деятельность человека. Но эта деятельность состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления можно дифференцировать по совокупности его проблематики. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.

Антикризисное управление имеет предмет воздействия — факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего его проявления, наступления кризиса. Факторы кризиса могут быть предполагаемыми и реальными.

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным или становится антикризисным по мере вступления организации в полосу кризисного развития. Игнорирование этого положения имеет отрицательные последствия, а его учет способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций.

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
к кризисам можно и необходимо готовиться;
кризисы можно смягчать;
управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Кризисы различны, и управление ими также может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления. Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной ситуации.

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами:

гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;
склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;
снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

Антикризисное управление имеет особенности и в части его технологий:

мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений и преобразований, реализации инновационных программ;
осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;
усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбору альтернатив поведения и деятельности;
использование антикризисного критерия качества управленческих решений при их разработке и реализации.

Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:

мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;
установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;
интеграции по ценностям профессионализма и компетентности;
инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;
корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться профессиональным доверием, целеустремленностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.

Эффективный маркетинг в условиях кризиса

Составляющие маркетинговой политики

Мероприятия в сфере маркетинга являются важной частью антикризисного плана, так как направлены на поддержание и усиление продаж, оптимизацию ассортимента продукции и повышение её качества в соответствии с запросами будущих потребителей. От эффективности маркетинговой политики будет зависеть объём продаж и поступление доходов

Её основными составляющими являются:

  • Товар ― продукция или услуги, предлагаемые предприятием потребителю. Если кризисные явления в организации обусловлены отсутствием спроса, имеет смысл пересмотреть ассортимент или качество производимой продукции.
  • Цена. На основе маркетинговых исследований можно оптимизировать ценовую политику, систему скидок и бонусов.
  • Место продукции на рынке — система методов распределение товара, занятие выгодных, с точки зрения доступности для потребителей, позиций.
  • Продвижение продукции (реклама) ― информирование потребителей о товарах (услугах), побуждение их к покупке.

От эффективности маркетинговой политики зависит объём продаж и поступление доходов.

Стратегии маркетинга

Проблемы антикризисного управления в современных условиях Текст научной статьи по специальности Экономика и экономические наукиИсходя из рыночной ситуации и возможностей предприятия, можно применить одну из следующих антикризисных стратегий.

  1. Возвращение на рынок ― появление предприятия на уже знакомом (бывшем) рынке со своей продукцией, не являющейся новинкой и имеющейся у конкурентов. Для этого нужно улучшить организацию сбыта (обучить персонал, усилить деятельность по продвижению продукции, например, рекламную).
    Данная стратегия является наименее затратной, особенно если ниша не до конца занята конкурентами или рынок продолжает расти.
  2. Развитие рынка. Предприятие увеличивает сбыт своей продукции путём поиска новых рынков. При этом необходимо налаживание контактов с новыми покупателями продукции, организация дилерской сети, проведение массированной рекламной кампании.
  3. Разработка нового товара или изменение выпускаемых. Это применимо для предприятий, чьи товары не пользуются спросом у потребителей. Однако при этом требуются существенные вложения в разработку и производство нового товара и продвижение его на рынок, что рискованно для предприятия в условиях кризиса. Вместе с тем изменение ассортимента в соответствии с запросами платёжеспособных потребителей может стать единственной возможностью «спасения».
  4. Диверсификация ― разработка новых продуктов для выхода на новые рынки. Пересекается с предыдущими стратегиями.
  5. Уход с рынка (ликвидация компании или подразделения). Данная стратегия принимается как выход из кризиса только после тщательного сопоставления экономического (продолжение деятельности) и ликвидационного эффекта.

При выборе той или иной стратегии необходимо основываться на минимальных затратах на начальном этапе и максимальной отдаче от вложений.

Эффективность антикризисного управления в сфере маркетинга будет заключаться в занятии предприятием более выгодного положения на рынке.

Сущность управления в условиях кризиса и его отличия от обыденного

Понятие антикризисного менеджмента

Существует разное понимание сути антикризисного управления предприятием:

  1. Это управление организацией в условиях экономического кризиса (в мире или отдельном государстве).
  2. В широком смысле — управление в любой неопределённости и при повышенном риске, независимо от финансового состояния предприятия.
  3. В узком смысле ― предотвращение банкротства; управление предприятием, находящимся в предбанкротном состоянии.
  4. Это деятельность антикризисного управляющего в рамках юридической процедуры банкротства.
  5. Это деятельность по улучшению финансового положения, когда оно уже ухудшилось, без прогнозирования вероятности развития негативных процессов.

Всё вышеперечисленное отражает разные составляющие руководства в условиях кризиса и моменты, когда оно применяется или может быть необходимо

Вместе с тем важно обеспечить такие условия деятельности предприятия, при которых финансовые затруднения не носили бы постоянный характер и не доводили бы его до банкротства. При таком подходе проблемы систематически прогнозируются и решаются на ранних стадиях, пока последствия не стали необратимыми

В итоге антикризисное управление предприятием можно обозначить как систему действий, «предвидящую» вероятность наступления кризиса, предусматривающую анализ его причин и проявлений, мероприятия по снижению негативных последствий кризиса и учёту его факторов для будущего развития.

Оно имеет две главные составляющие: предотвращение (недопущение) кризиса и его успешное преодоление.

Отличия от обычного повседневного управления

Проблемы антикризисного управления в современных условиях Текст научной статьи по специальности Экономика и экономические наукиАнтикризисный менеджмент отличается от традиционного своей сложностью и принципами реализации.

Принципы:

  1. Раннее обнаружение кризисных проявлений с целью их нивелирования и предупреждения банкротства.
  2. Быстрый срок реагирования на проявления кризиса.
  3. Адекватность действий антикризисного управляющего степени кризисных проявлений и реальной опасности их возникновения и развития.
  4. Максимальное использование внутренних возможностей предприятия для выхода из кризиса (так как внешних может и не быть).

Сложность вывода предприятия из кризиса заключается:

  • в ограниченности ресурсов и сроков реализации разработанных мер;
  • жёсткости принимаемых решений и нередко их непопулярности среди персонала и собственников, зачастую — в отсутствии доверия и поддержки;
  • необходимости осуществлять антикризисные меры параллельно с обеспечением текущей деятельности предприятия со всеми её проблемами, вызванными кризисом;
  • желании руководства предприятия закончить реализацию непопулярных мер раньше, не дожидаясь их полной реализации: при получении первых положительных результатов или при их отсутствии в течение ближайшего непродолжительного времени.

Стратегии и задачи антикризисного менеджмента

Проблемы антикризисного управления в современных условиях Текст научной статьи по специальности Экономика и экономические наукиАнтикризисное управление невозможно без создания антикризисной стратегии. Это набор мероприятий, направленный на избежание опасных ситуаций и выводящий организацию на положительную траекторию работы. Перед разработкой стратегии рассматриваются разные возможности (направления) развития компании, выбираются наименее опасные и наиболее эффективные, конкретные мероприятия, по использованию которых и включаются в стратегию.

Стратегии антикризисного управления должны содержать:

  1. Оценку внешней и внутренней среды (при необходимости — вероятности банкротства). Как определить вероятность банкротства предприятия подробнее тут.
  2. Цели работы компании.
  3. Методы их достижения.
  4. Особые мероприятия кадровой политики, представляющие собой антикризисное управление персоналом.
  5. Блок, описывающий организацию производственных процессов.
  6. Маркетинговую программу.
  7. Результаты финансового анализа и на их основе ― финансовый план и основные положения инвестиционной политики. Инвестициям в антикризисном управлении отводится важная роль.

Антикризисное управление невозможно без создания антикризисной стратегии.

В зависимости от целей стратегии могут быть направленными на предотвращение банкротства, преодоление кризисной ситуации и устранение последствий кризиса.

Исходя из этого, вытекают следующие задачи антикризисного управления:

  1. Прогнозирование кризиса и подготовка к его наступлению.
  2. Противодействие его наиболее существенным факторам (проявлениям).
  3. Управление развитием кризиса и его динамикой.
  4. Обеспечение текущей работы предприятия в период кризиса.
  5. Минимизация отрицательных последствий кризиса.
  6. Использование кризисных условий (факторов, проявлений) для развития предприятия.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Списание долгов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: