Реорганизация в форме присоединения юридического лица основные организационные моменты

Формы реорганизации юридических лиц

В Гражданском кодексе выделено пять форм реорганизации слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.При слиянии каждое из объединяющихся юридических лиц прекращает деятельность, его права и обязанности переходят к вновь образованному юридическому лицу. Согласие указанного органа необходимо в следующих случаях:а) при слиянии или присоединении любых объединений (ассоциаций и союзов) коммерческих организаций;б) при слиянии или присоединении коммерческих организаций, общая сумма активов которых составляет более 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда;Присоединение предполагает, что одно юридическое лицо прекращает деятельность и его права и обязанности переходят к другому, уже существующему юридическому лицу. Его статус не изменяется, для него решение о реорганизации фактически означает согласие принять обязательства присоединяемой организации и внесение соответствующих изменений в устав. Разделение и выделение, в принципе, схожи. Различие состоит в том, что при разделении одна организация прекращает деятельность и на ее базе создается несколько новых юридических лиц, а при выделении на базе структурных единиц основной организации образуются новые юридические лица, но сама она продолжает существовать.Суть преобразования в том, что юридическое лицо одной организационно-правовой формы прекращает деятельность, а вместо него образуется новое юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Никаких количественных изменений участников гражданского оборота не происходит. Все права и обязанности организации, прекратившей деятельность, переходят к одному правопреемнику. По сути, преобразование является наиболее распространенной формой реорганизации. Коммерческие организации не могут преобразоваться в некоммерческие, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества — в товарищества или государственные предприятия.Реорганизация коммерческих организаций может существенным образом затрагивать интересы их кредиторов. Учитывая это, законодатель предусмотрел гарантии прав кредиторов коммерческой организации при её реорганизации (ст. 60 ГК). Прежде всего, это обязанность учредителей (участников) коммерческой организации или органа, принявшего решение о реорганизации коммерческой организации, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой коммерческой организации.

По общему правилу, коммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших коммерческих организаций. И лишь при реорганизации коммерческих организаций в форме присоединения реорганизация считается завершённой с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённой коммерческой организации (п. 4 ст. 57 ГК).Государственная регистрация возникших при реорганизации коммерческих организаций, а также внесение записей в единый государственный реестр юридических лиц (при присоединении) происходит в общем порядке. В соответствии со ст. 59 ГК основаниями для отказа в государственной регистрации вновь возникших коммерческих организаций являются непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса либо отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной коммерческой организации. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде.

Порядок и виды реорганизации юридических лиц

Выделяют следующие виды реорганизации:

  1. добровольная реорганизация
    осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица
    либо органа, уполномоченного на то учредительными документами.
  2. принудительная
    реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного
    органа или по решению суда в случаях, прямо указанных в
    законодательстве.

Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 19 Закона РСФСР
«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных
рынках» Федеральная антимонопольная служба РФ может принять решение о
принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта,
занимающего доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющего
ϲʙᴏим положением. В решении государственного органа должен быть
определен срок реорганизации. В случае если учредители (участники),
уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят
реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного
государственного органа назначает внешнего управляющего, кᴏᴛᴏᴩому
поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего
управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами
юридического лица. Утверждение судом разделительного баланса и
учредительных документов будет основанием для государственной
регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 57 ГК РФ).

В определенных случаях требуется согласие
государственных органов на реорганизацию. На основании ст. 17
Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках» на антимонопольные органы возложено осуществление
контроля над реорганизацией в форме слияния и присоединения коммерческих
организаций, суммарная балансовая стоимость активов кᴏᴛᴏᴩых по
последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным
законом минимальных размеров оплаты труда.

Орган, принявший решение о реорганизации,
обязан направить кредиторам письменное уведомление об ϶ᴛᴏм. Кредиторы
вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства,
должником по кᴏᴛᴏᴩому выступает реорганизуемая коммерческая организация,
а также возмещения убытков, причиненных досрочным исполнением иди
прекращением обязательства. Исключая выше сказанное, если разделительный баланс не
дает возможности определить правопреемника реорганизованного
юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную
ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица
перед его кредиторами (ст. 60 ГК РФ).

Государственная регистрация юридических лиц,
создаваемых путем реорганизации, осуществляется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ГК РФ и
Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей». В регистрирующий орган (налоговые
органы) представляются:

  1. заявление о регистрации каждого
    вновь возникшего юридического лица, воздаваемого путем реорганизации, в
    кᴏᴛᴏᴩом подтверждается, что учредительные документы созданных путем
    реорганизации юридических лиц ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют установленным
    законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным
    документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что
    сведения, содержащиеся в данных учредительных документах и заявлении о
    государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или
    разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем
    обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его
    кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в
    письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях
    вопросы реорганизации юридического лица согласованы с ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими
    государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
  2. учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
  3. решение о реорганизации юридического лица;
  4. договор о слиянии в предусмотренных федеральными законами случаях;
  5. передаточный акт или разделительный баланс;
  6. документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация осуществляется
по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Регистрирующий орган
принимает решение о государственной регистрации вновь возникшего
юридического лица (лиц) или об отказе в государственной регистрации в
срок не более чем пять рабочий дней. При положительном решении данный
орган осуществляет ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующую запись в реестре, оформляет
свидетельство о регистрации.

Новые положения о реорганизации юридических лиц

Согласно ст. 57 ГК РФ в новой редакции, как и ранее, реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.Формы реорганизации те же: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. В отличие от ранее действовавших правил, допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм.Также новым является положение о возможности проведения реорганизации с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если действующим законодательством предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.Ограничения в части реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.Как и ранее, в случаях, предусмотренных законом, реорганизация юридического лица в форме разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначит в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручит ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.То есть в новой редакции термин «внешний управляющий» заменен на термин «арбитражный управляющий», а термин «разделительный баланс» — на термин «передаточный акт».По-прежнему в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.Без изменения осталось положение о том, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Однако теперь закреплено, что государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц — первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 60.1 ГК РФ, — по истечении трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации.

Определение реорганизации предприятия

Реорганизация в форме присоединения юридического лица основные организационные моменты

Каждое предприятие имеет устав, коллективный трудовой договор и другие устанавливающие регламент существования локальные документы. Могут возникнуть объективные предпосылки для изменения деятельности юридического лица. Законом определены формы реорганизации предприятия, которые выбираются исходя из производственной необходимости:

  • слияние с независимыми юридическими лицами на равных правах и условиях;
  • присоединение к стороннему предприятию, принятие его устава;
  • разделение основного предприятия на несколько независимых;
  • преобразование с возможным изменением функций и направлений деятельности;
  • выделение из головного предприятия отдельной структуры в статусе филиала или отдельного производства.

Каждый из путей реорганизации является существенным и знаковым для дальнейшего существования организации. Проводятся изменения в каждом случае по установленным правилам. Нарушение последовательности не допускается законом, при этом могут затрагиваться интересы работников предприятия.

Внесение изменений в служебные обязанности, различные преобразования, касающиеся трудового договора с конкретным работником, должны проводиться на законных основаниях. Трудовой кодекс защищает интересы работников в подобных сложных ситуациях, когда предприятие изменяет свой юридический статус.

Если предприятие сливается с одним или несколькими структурами, то происходит высвобождение административного аппарата. Новому объединению не потребуются дублирующие обязанности сотрудники, например, кадровые работники или бухгалтерия.

Другими словами, процесс укрупнения, слияния и присоединения автоматически приводит к высвобождению дублирующих кадров. И наоборот, обратные преобразования, когда предприятие разделяется на несколько независимых структур ил филиалов, потребует набора дополнительного управленческого штата.

Понятие правопреемства

Понятие правопреемства включает в себя переход от одного юр.лица к другому всех или некоторых прав, обязанностей. Это происходит в силу действия договора, закона, по иным основаниям.

Иногда этот институт права рассматривается как процесс прекращения одного и начала деятельности другого лица. Впрочем, одно не исключает второго, а только раскрывает аспекты целого.

Этот процесс сопровождается тем, что новое юр.лицо сталкивается с кредиторами старого (если таковые имеются), а реорганизуемое лицо прекращает всяческие правоотношения с ними. То есть, понятие правопреемства можно рассматривать как следствие реорганизации.

При этом необходимо соблюдать принципы правопреемства, основанные на фундаментальных, основополагающих моментах правоотношений.

Есть также исключения: правоотношения кредитора и реорганизованного юр.лица продолжаются, если передаточный акт (о данном документе речь пойдет ниже) не имеет четких сведений относительно правопреемника, по иным причинам. В этом суть правопреемства.

Изменения в кадровом составе

Формирование нового штатного расписания и определение размера заработка проходит в срок до окончания реорганизации. Сотрудники, в услугах которых не будут нуждаться на новом предприятии, получают уведомление за два месяца. Остальным предоставляется информация о возможном трудоустройстве на иной должности, с другой зарплатой. Сотрудник имеет право согласиться или попасть под сокращение с остальными работниками.

Новое место, предложенное кадровым отделом, не всегда соответствует профессиональным навыкам или специальности конкретного работника. Если же претендент соглашается на предложение, то выпускается приказ о переводе на новое место работы. Иногда возникают спорные моменты, когда работник решает, что права его ущемляются. За отведенные на структурные преобразования два месяца гражданин имеет возможность обратиться в комиссию по трудовым спорам. Незаконные действия руководства, идущие в разрез с правовыми нормами, можно обжаловать в судебном порядке.

Передаточный акт. Понятие и его значение

Передаточный акт – это документ, в котором прописан объем прав и обязанностей (с конкретизацией), передающийся каждому правопреемнику.

Следует учесть, что в нем указываются все обязательства перед кредиторами и обязательства должников, в том числе те, что оспариваются сторонами. Данный документ утверждается лицами, принявшими решение о реорганизации.

По своему значению передаточный акт очень важен, поскольку принципы его действия и необходимости существования вполне объяснимы и правильны: он защищает, в первую очередь, кредиторов реорганизуемого юр.лица. С другой стороны, с целью упорядочения документооборота, передаточный акт при реорганизации также необходим и самому правопреемнику.

Слабым моментом на сегодняшний день является отсутствие четко закрепленной нормативной формы (образца) такого важного документа, как передаточный акт. Существуют лишь методические рекомендации по его заполнению

Он не является бухгалтерским документом или документом строгой отчетности. Зачастую в акте фигурирует объем прав и обязанностей не тот, что по факту передался правопреемнику при его регистрации

Существуют лишь методические рекомендации по его заполнению. Он не является бухгалтерским документом или документом строгой отчетности. Зачастую в акте фигурирует объем прав и обязанностей не тот, что по факту передался правопреемнику при его регистрации.

Хоть законодатель и предусмотрел необходимость включения в передаточный акт информации об обязательствах в отношении всех кредиторов, на практике для регистрации юр.лица правопреемника достаточно лишь наличия вышеназванного документа. Полноту указанной в нем информации не проверяют.

С целью упорядочения положения вещей в данной сфере отношений было бы целесообразно, чтобы передаточный акт как форма бланка, был закреплен на общегосударственном уровне.

Исключение ограничения объема прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику в процессе слияния и присоединения

Снятие данного ограничения является новшеством в нормативных актах. На данный момент ограничений объема прав и обязанностей по передаче, в связи с вышеизложенными обстоятельствами, нет.

В этом есть положительный момент, поскольку деятельность предприятия происходит во времени, а правоотношения с другими субъектами приобретают длительный характер.

В этом смысле обеспечение правопреемства в полном объеме положительно влияет и помогает сохранению и продолжению существующих отношений с другими субъектами права.

Кроме того, это дает возможность лицу-правопреемнику выполнить обязательства и пользоваться правами в том объеме, в каком могло использовать их реорганизованное юр.лицо.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Списание долгов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: