Суть прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

Одним из направлений работы органов прокуратуры Оренбургской области является осуществление надзора за исполнением законов судебными приставами. Прокурорский надзор за исполнением законов органами системы ФССП России установлен положениями ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

Кроме того, прокурор может выступать в качестве стороны исполнительного производства – взыскателя. К примеру, по исполнительным документам, выданным судами на основании вступивших в законную силу судебных актов по искам прокурора к органам государственной власти и органам местного самоуправления.

В ходе осуществления надзора за исполнением судебными приставами законодательства об исполнительном производстве и о судебных приставах прокурор проверяет материалы исполнительных производств на основании поступивших жалоб и обращений граждан, он использует надзорные полномочия, закрепленные в ст. ст. 22, 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

При этом осуществляя надзор, прокурор не подменяет иных должностных лиц, уполномоченных принять меры к защите интересов граждан. Руководитель УФССП России по Оренбургской области и начальники территориальных отделов наделены широкими полномочиями по контролю за деятельностью подчиненных должностных лиц. В связи с этим обращения, ранее не рассматривавшиеся в прокуратуре, направляются в их адрес, в том числе с контролем.

Практика прокурорского надзора показывает, что именно на стадии ведомственного контроля можно устранить основную массу нарушений, допускаемых судебными приставами-исполнителями.

Вмешательство органов прокуратуры области осуществляется, как правило, когда меры ведомственного характера не принесли положительного результата. При этом прокурор вправе брать объяснения от виновных в нарушениях закона должностных лиц, соответствующих руководителей, а также ставить в представлении, направляемом руководителю УФССП России по Оренбургской области, вопрос об их дисциплинарной ответственности.  

Прокурор вправе принести протест на постановления судебного пристава-исполнителя, которыми ущемлены права и интересы заявителя или когда такие постановления вынесены с нарушением закона.

Вместе с тем постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы самостоятельно сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде (ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В этом случае жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Версия для печати

Как заставить приставов работать

Исполнительный лист – документ, возлагающий на должника обязанности по исполнению установленных действий в пользу взыскателя. К примеру, под этим подразумевается:

  • возврат денег;
  • выплата по кредиту;
  • выплата алиментов;
  • освобождение квартиры;
  • снос незаконно возведенного сооружения.

На основании судебного решения пристав обеспечивает исполнительное производство, суть которого в использовании предусмотренных законом мер к нарушителю для побуждения последнего к выполнению требований, уточненных в исполнительном листе.

При наличии на руках судебного документа гражданин направляется в службу приставов. Однако не всегда данное решение является оптимальным.

Гораздо быстрее и эффективнее самостоятельно обратиться в финансовое учреждение, где у должника открыты счета или по месту официального трудоустройства – актуально при взыскании алиментов.

Если же гражданин не обладает полной информацией, то остается направить исполнительный лист в службу приставов. Чтобы ФССП было принято постановление о возбуждении производства, дополнительно понадобится соответствующее заявление от взыскателя.

Казалось бы, дальнейшие действия находятся в ведении государственной службы. Но не так все просто.

  1. Во-первых, гражданин самостоятельно может продолжать поиски актуальных сведений о нарушителе для предоставления в ФССП.
  2. Во-вторых, далеко не редкость, когда пристав не рассматривает дела в той степени, в которой предусматривает законодательство. Он может отложить делопроизводство в «долгий ящик».

Поэтому взыскателю необходимо не только следить за действиями должника, но и за трудовой деятельностью пристава – иначе результатов можно не дождаться.

Организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами

Следует заметить, что вменение в обязанности органов прокуратуры осуществления надзора за исполнением законов судебными приставами не повлекло адекватного этому увеличения штатной численности работников в территориальных и военных прокуратурах. В связи с этим у прокуроров районного, областного и равного им уровня существенно возросла нагрузка, что требует повышения интенсификации работы.

В соответствии с Указанием Генерального прокурора РФ от 6 января 1999 г. № 1/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами» надзор рекомендуется возложить на:

  • структурные подразделения прокуратур по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов и прокурорских работников, отвечающих за этот участок работы — осуществление надзора в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций как при обеспечении установленного порядка деятельности судов, так и при исполнении судебных актов и актов других органов;
  • исполнение законов, регламентирующих возбуждение исполнительного производства;
  • структурные подразделения прокуратур по обеспечению участия прокурора в гражданском судопроизводстве и прокурорских работников, отвечающих за этот участок работы,
  • осуществление проверки соответствия законам постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства;
  • структурные подразделения прокуратур по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе — рассмотрение обращений лиц, участвующих в деле в части проверки законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вынесенных по заявлениям на действия судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов, выданных арбитражными судами, или на отказ в совершении указанных действий;
  • следственные подразделения прокуратур и следователей — разрешение заявлений и сообщений о совершенных или подготовляемых судебными приставами преступлений при осуществлении своих полномочий, а также расследование таких преступлений.

Как видно, в орбиту прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами вовлечены прокурорские работники нескольких структурных подразделений или отвечающие за различные отрасли надзора или участки деятельности прокуратуры. В связи с этим возрастает роль взаимодействия между этими структурными подразделениями и прокурорскими работниками-предметниками в целях достижения большей слаженности действий, избежание дублирования в работе. За организацию этого взаимодействия отвечает соответствующий прокурор — руководитель прокуратуры.

Проверки исполнения законов судебными приставами в структурных подразделениях — департаменте судебных приставов Минюста России, службах судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, Управления военных судов Минюста России, в районных, межрайонных и им соответствующих подразделениях судебных приставов прокуроры могут проводить систематически в плановом порядке.

Это связано с вынесением значительного количества правовых актов (постановлений, актов и других), которые в случаях несоответствия их законам могут ущемлять права и законные интересы физических и юридических лиц. Своевременное выявление прокурором незаконных решений, вынесенных судебными приставами, предупреждает наступление вредных последствий.

Очередность проведения названных проверок каждая прокуратура устанавливает самостоятельно, исходя из состояния законности в деятельности судебных приставов, общего объема работы прокуратуры и ряда других факторов. В первую очередь и при наличии возможности незамедлительно должны проводиться проверки в связи со сведениями о нарушении законов судебными приставами.

Сведения о противоправных действиях судебных приставов или их бездействии прокурором могут быть получены из жалоб и заявлений граждан, права и интересы которых были ущемлены, официальных сообщений руководителей разного рода органов (предприятий, учреждений, организаций), из средств массовой информации. Ценной информацией могут обладать судебные, налоговые и финансовые органы, территориальные органы юстиции, банковские учреждения.

В своей основе организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами схожа с организацией работы по надзору за исполнением законов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Списание долгов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: