Принятое денежные обязательства в гражданском праве

Штрафа не будет

А есть ли такие случаи, когда можно принимать обязательства без ЛБО? Да, есть. Они прямо предусмотрены Бюджетным кодексом РФ (см., например, ).

Кроме того, о применении речь не может идти, если дополнительные обязательства возникли на основании судебного акта или решения налоговой инспекции о взыскании долга по налогам.

При составлении раздела 3 формы 0503175 надо обособленно отражать принятые сверх бюджетных назначений бюджетные обязательства:

  • по обязательным платежам в бюджет (налогам, сборам);
  • в части публичных нормативных обязательств.

Это не случайно. Если такие обязательства обоснованы, то есть приняты в силу закона и в пределах полномочий организации, протоколы обычно не оформляются.

НАША СПРАВКА

Часто бухгалтеры казенных учреждений задают вопрос: можно ли в конце года перечислить в бюджет налоги и взносы авансом?

По сути, речь идет об оплате обязательств следующего года в пределах ЛБО года текущего. Некоторые специалисты Минфина ничего предосудительного в этом не видят (Письмо Минфина России от 23 августа 2013 г. № 02-03-09/34753). Правда проверяющие могут придерживаться другого мнения… Если вы все-таки решили перечислить такого рода платеж, обоснуйте его. Перечисляйте в бюджет суммы в пределах задолженности по налогам и взносам, которая будет показана в годовых декларациях (расчетах) и подлежит перечислению в первые месяцы следующего года. В конце-концов всегда можно сказать, что в январе к сроку платежа просто могло не оказаться ЛБО и пришлось бы платить пени (штрафы).

Кредиторку прошлых лет можно погасить за счет ЛБО текущего года (Письмо Минфина России от 26 марта 2014 г. № 02-01-04/13195, Письмо Минфина России от 16 февраля 2012 г. № 02-07-10/512, письмо Федерального казначейства от 21 июня 2006 г. № 42-7.1-15/5.1-257, постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 ноября 2010 г. № Ф07-11678/2010, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 апреля 2004 г. № А74-2151/03-К2-Ф02-1275/04-С1, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 апреля 2005 г. № А29-4790/2004а, постановление Шестнадцатого ААС от 23 ноября 2009 г. № 16АП-2489/09). Порядок оплаты таких обязательств может быть определен на уровне публично-правового образования. Например, на оплату кредиторской задолженности учреждение может получить дополнительные ЛБО (п. 6-8 постановления Правительства РФ от 28 декабря 2015 г. № 1456 «»). Не дождались доплимитов и погасили долг за счет текущего финансирования – не беда, поступившие потом доплимиты можно будет использовать на текущие нужды (Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 29 января 2016 г. №№ 02-03-08/4126, 07-04-05/05-66).

Если ЛБО были доведены позднее, оснований для освобождения от административной ответственности нет. Тем более, если они были доведены в следующем году (Решение ВС Республики Хакасия от 10 февраля 2016 г. по делу № 7р-29/2016). Впрочем, по мнению специалистов Минфина, в этом случае нет вредных последствий для публично-правового образования (Письмо Минфина России от 13 апреля 2016 г. № 02-10-06/21200). А значит, штраф могут отменить в связи с малозначительностью нарушения согласно . Главное, не пропускайте срок обжалования – он составляет 10 суток ().

Но! Малозначительность все-таки является оценочной категорией и в каждом конкретном случае суд будет определять ее с учетом всех обстоятельств (Решение ВС Чувашской Республики – Чувашии от 29 мая 2015 г. по делу № 21-295/2015). Минфин регулярно формулирует свою позицию по вопросам применения КоАП РФ в части бюджетных нарушений. Однако его письма нормативными актами не являются. Так что далеко не факт, что суд обязательно согласится с критериями определения малозначительности, предложенными Минфином (Решение ВС Республики Калмыкия от 18 марта 2016 г. по делу № 21-18/2016).

ВНИМАНИЕ!

Показатели Бюджетной сметы должны соответствовать доведенным объемам ЛБО (). Поэтому вносите изменения в смету одновременно с получением ЛБО. За нарушение порядка ведения бюджетной сметы могут оштрафовать дополнительно ().

Непременное условие привлечения к административной ответственности – вина должностного лица (). Нет вины – нет и ответственности.

Например, вас не оштрафуют, если обязательство принято в пределах ЛБО, а затем деньги отозвали

В таких ситуациях важно своевременно предпринять все действия по защите интересов государства. Надо свести к минимуму ущерб, непроизводительные расходы

Например, согласно и надо согласовать новые условия контракта. А фактически понесенный в связи с этим ущерб компенсировать только по требованию контрагента.

Владимир Пименов, руководитель направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»

Лимит — бюджетные обязательство

Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Лимиты бюджетных обязательств являются основой для финансирования из федерального бюджета расходов организаций, находящихся в ведении главных распорядителей средств федерального бюджета, и для принятия бюджетополучателями бюджетных обязательств.

Лимит бюджетных обязательств — объем бюджетныхобязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом. Эта норма права в разных субъектах Российской Федерации может иметь иную редакцию.

Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря.

Лимит бюджетных обязательств — это объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Лимиты бюджетных обязательств для распорядителей и получателей бюджетных средств утверждаются органом, исполняющим бюджет, на основе проектов распределения, утвержденных главными распорядителями. Они доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет.

Лимиты бюджетных обязательств являются основой для финансирования расходов и представляют предельный объем прав бюджетополучателя на принятие денежных обязательств.

Сводный реестр лимитов бюджетных обязательств по всем распорядителям и получателям бюджетных средств представляется уполномоченным исполнительным органом в контрольный орган, созданный законодательным органом.

На основании уведомлений о выделенном лимите бюджетных обязательств получатель средств бюджета обладает правом осуществления закупок, начисления установленных денежных выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обязательств при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

Если в течение нормативного срока лимит бюджетных обязательств не финансируется в полном объеме, получатель бюджетных средств имеет право на компенсацию в размере недофинансирования.

Объем принятых денежных обязательств не может превышать лимиты бюджетных обязательств.

Объемы принятых и исполненных бюджетных обязательств не превышают лимитов бюджетных обязательств. Объем подтвержденных бюджетных обязательств не превышает объема принятых бюджетных обязательств. Подтвержденные бюджетные обязательства могут отличаться от принятых бюджетных обязательств только в случае отказа органа, исполняющего бюджет, подтвердить принятые бюджетные обязательства.

Подтверждением второго условия могут быть уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимиты бюджетных обязательств, утвержденная бюджетная роспись и иные соответствующие документы.

Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

При исполнении бюджета основными методами поддержания его сбалансированности являются: установление и доведение до бюджетополучателей лимитов бюджетных обязательств; использование процедуры принятия, подтверждения и выверки исполнения денежных обязательств; сокращение расходов бюджета при невыполнении плана доходов; блокировка расходов при невыполнении условий, обусловивших включение их в бюджетные назначения; использование дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов; осуществление комплекса мер по контролю за соблюдением налогового законодательства, а также за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Главное управление федерального казначейства Минфина России.

Принятие обязательств сверх лимита

Обязательства в учете учреждений (автономных и бюджетных) отражаются в следующем порядке:

  • По зарплате и другим видам вознаграждения персоналу – согласно утвержденным плановым объемам на такие цели.
  • По командировочным и прочим видам выплат персоналу (включая разъездные суммы, суточные и т.д.) – в объеме начисленных выплат.
  • По перечислению в бюджет обязательных платежей, включая страховые взносы, налоги, сборы, пошлины и пр. – в сумме начисленных отчислений.
  • По возмещению причиненного учреждением вреда, а также другим выплатам, начисленным по судебным решениям, – в объеме подлежащих выдаче выплат.
  • По иным расходным обязательствам – в пределах подтвержденных документально сумм.

 Обратите внимание! Подробный перечень возможных обязательств, а также порядок их учета приведен в Письме Минфина РФ № 02-06-07/155 от 21.01.13 г. (п

1). Здесь поясняются правила учета для получателей государственного финансирования. Данный регламент может использоваться бюджетными учреждениями и автономными в соответствии с требованиями Инструкции № 174н и Инструкции № 183н (Письмо Минфина РФ № 02-06-07/155 от 21.01.13 г.).

Если учреждение расходует финансирование сверх утвержденных на финансовый период ограничений, говорят о принятии сверх лимитов. В соответствии с п. 5 стат. 161 БК получатели бюджетных средств должны заключать контракты с учетом оплаты за счет средств региональных и местных бюджетов. При этом в расчет берутся суммы принятых долгов и неисполненных. Если БО принимаются в условиях отсутствия или несоблюдения лимитов, возникает грубое административное нарушение. Меры ответственности предусматривают штраф (стат. 15.15.10 КоАП):

Для должностных лиц учреждения – санкция составляет 20000-50000 руб.

На основании п. 5 стат. 161 БК заключенные сверх утвержденных ЛБО контракты могут признаваться недействительными. На дату заключения сделки у учреждения должен быть достаточный объем обязательств. То есть, свободных средств хватает на определенный раздел, подраздел, вид расходов и целевую статью. Если подобные требования не исполняются, контролеры применяют санкции по стат. 15.15.10 КоАП. Не будет штрафа в ситуациях-исключениях:

  • Контракт заключается в целях обеспечения госнужд (по стат. 72 БК).
  • БО обусловлены исполнением судебных или налоговых требований.
  • Кредиторские долги за прошлые периоды погашаются за счет ЛБО текущего года (Письма Минфина и ФК РФ № 02-03-08/4126, 07-04-05/05-66 от 29.01.16 г.).
  • За счет свободных ЛБО текущего периода уплачиваются налоги, авансы и взносы следующего года. Платеж нужно обосновать (Письмо Минфина РФ № 02-03-09/34753 от 23.08.13 г.).

1. Деньгикак объект предпринимательского оборота

В любой
предпринимательской по своей направленности деятельности денежное обязательство
играет повседневно ключевую роль.

Указанная
закономерность обусловлена тем, что деньги выполняют функцию универсального
средства обращения и выражения абстрактной ценности (стоимости) товаров, работ
и услуг в предпринимательском обороте, фактически позволяющего их обладателю
требовать от любых лиц предоставления тех или иных благ . Данное нами общее определение денег носит
чисто экономический характер.

Вместе с тем
одна лишь универсальность денег еще не способствует тому, чтобы они становились
самостоятельным объектом предпринимательского оборота и включались в предмет
денежного обязательства. Другими словами, повседневное и общераспространенное
использование денег в качестве средства платежа в предпринимательском обороте
не наделяет их свойствами объекта права и предмета денежного обязательства. Для
того, чтобы те или иные вещи приобрели правовой статус денег, т.е. перешли в
категорию объектов прав, необходимо, чтобы они были признаны на территории
суверенного государства в качестве денег и законного платежного средства (суррогата исполнения любых обязательств).

Здесь возникает
сложная теоретическая проблема определения денег в правовом смысле. В
отечественной цивилистике укоренилось мнение о том, что невозможно дать общее
юридическое определение денег ,
несмотря на то, что в зарубежном праве уже неоднократно предпринимались
соответствующие попытки и даже формировались самостоятельные теории денег .

По этой причине
в отечественных публикациях, посвященных этой теме, юридическое понятие денег
должным образом не раскрывается. В то же время преобладает ярко выраженная
тенденция , согласно которой,
перечисление денежных средств на расчетный счет кредитора в кредитной
организации признается прекращением (надлежащим исполнением) именно денежного
обязательства (а не какого-либо еще обязательства). В этой связи к деньгам в
юридическом смысле, по существу, относятся:

• вещи,
фактически используемые в предпринимательском обороте как всеобщее средство
обращения, если иное не установлено действующим законодательством (чеки,
векселя, денежные средства, находящиеся на расчетном счете в кредитной
организации и т.п.);

• вещи,
наделенные действующим законодательством силой законного платежного средства
(банкноты и монеты, т.е. наличные деньги).

К сожалению,
действующее законодательство Российской Федерации не предлагает выхода из
данной проблемы: оно не содержит правового определения денег, не признает
выпущенные Банком России в установленном законом порядке банкноты и монеты
деньгами и не определяет правовой режим денежных средств, находящихся на
расчетных счетах в кредитных организациях.

Так, согласно
статьям 28 и 29 Закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке
России)» №86-ФЗ от 10 июля 2002 г., официальной денежной единицей
(валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100
копеек. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются
единственным законным средством наличного платежа на территории Российской
Федерации.

В соответствии
с частью 2 п.1 ст. 140 Гражданского Кодекса Российской Федерации, платежи на
территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных
расчетов.

Думается, что
отсутствие общего юридического определения денег придает «шаткость»
не только понятию денег, но и всем производным от него понятиям. В первую очередь
это касается денежного обязательства.

Учет целевых субсидий

Средства таких субсидий поступают и расходуются по лицевому счету бюджетного учреждения отдельно от лицевого счета, предназначенного для операций со средствами субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и от приносящей доход деятельности.
В учете средства субсидий на иные цели отражаются по источнику финансового обеспечения 5. В соответствии с положения ми указанного приказа:

  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, ежегодно представляет в Федеральное казначейство в электронном виде с применением электронной цифровой подписи Перечень целевых субсидий на соответствующий год (ф. 0501015). В нем отражаются целевые субсидии, предоставляемые в соответствующем финансовом году находящимся в его ведении учреждениям. Перечень целевых субсидий формируется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в разрезе аналитических кодов, присвоенных им для учета операций с целевыми субсидиями по каждой целевой субсидии для последующего его доведения до органов Федерального  казначейства;
  • бюджетным учреждением в орган Федерального казначейства представляются Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными учреждению на соответствующий год (ф. 0501016), утвержденные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. В графе 3 для поступлений субсидий указывается код КОСГУ доходов, а для выплат — код видов расходов. В сведениях указываются планируемые на текущий финансовый год суммы поступлений по каждой целевой субсидии в разрезе кодов субсидий и соответствующие им планируемые суммы целевых расходов учреждения без подведения группировочных итогов;
  • операции по целевым расходам осуществляются в пределах средств, отраженных по соответствующему коду субсидии на лицевом счете по иным субсидиям;
  • для подтверждения возникновения денежного обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде бюджетное учреждение представляет в орган Федерального казначейства вместе с заявкой на кассовый расход указанные в ней документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства, предусмотренные порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета;
  • при санкционировании оплаты денежных обязательств органом Федерального казначейства осуществляется проверка заявки по следующим направлениям:
  • наличие указанного(ых) в заявке кода (кодов) по бюджетной классификации  и кода субсидии в сведениях; соответствие указанного в заявке кода по бюджетной классификации  текстовому назначению платежа, исходя из содержания данного текста согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации;
  • соответствие содержания операции по оплате денежных обязательств  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, аренды, исходя из документа-основания, коду по бюджетной классификации и содержанию текста назначения платежа, указанным в заявке на кассовый расход;
  • непревышение суммы, указанной в заявке, над суммой остатка расходов по соответствующим коду по бюджетной классификации  и коду субсидии, учтенным на лицевом счете по иным субсидиям (это ограничение не распространяется на санкционирование оплаты денежных обязательств учреждения по исполнению в установленном порядке исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства  учреждения);
  • соответствие информации, указанной в заявке, сведениям.

В остальном бюджетные учреждения не подлежат юрисдикции БК РФ. Их деятельность регламентируется Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ, который не предусматривает специальной процедуры санкционирования расходов. Тем не менее в соответствии с требованиями Инструкции № 174н бюджетные учреждения обязаны учитывать суммы принятых обязательств по всем источникам финансового обеспечения.
В соответствии с положениями  пункта 15 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ расходы бюджетных учреждений за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания осуществляются без предоставления в территориальные органы Федерального казначейства документов, подтверждающих возникновение обязательств. При этом орган казначейства ведет учет этих расходов по кодам КОСГУ (пункт 9 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ).

Кто платит штрафы по ст. 15.15.10 КоАП РФ

Конечно, чаще всего это руководители учреждения и бухгалтеры. Конкретное виновное лицо ревизоры и судьи определяют по содержанию должностных инструкций (решение Верховного Суда Республики Хакасия от 26.04.2016 по делу N 7Р-88/2016, решение Волгоградского областного суда от 03.02.2016 по делу N 07-66/2016, решение Челябинского областного суда от 06.04.2016 по делу N 7-516/2016, решение Астраханского областного суда от 12 февраля 2016 г. по делу № 21-87/2016). Так что есть повод перечитать эти инструкции

Во всяком случае у вас появится понимание, кто именно отвечает «рублем» за такое важное направление работы. Как правило, по статье 15.15.10 КоАП РФ отвечают лица, уполномоченные принимать бюджетные обязательства, в том числе заключать контракты

Кроме того, к ответственности могут привлечь сотрудника, действия или бездействия которого повлекли нарушения порядка принятия бюджетных обязательств.

Когда дело доходит до уплаты штрафа зачастую наступает «момент истины» в отношениях руководителя и главбуха. Бывает, что руководитель начинает утверждать, что он к контрактам никакого отношения не имеет. Мол, контракты заключает бухгалтерия (Решение Челябинского областного суда от 6 апреля 2016 г. по делу № 7-516/2016).

Учтет ли суд принципиальную позицию главбуха, который не завизировал договор в связи с отсутствием ЛБО? Да, такие прецеденты есть – к ответственности могут привлечь руководителя, который принял незаконное решение (Решение Архангельского областного суда от 24 декабря 2015 г. по делу № 7р-1105/2015). Кстати, проверьте ваше Положение о внутреннем финансовом контроле. Предусмотрена ли в нем процедура санкционирования операций, визирования документов? Сегодня повышение эффективности внутреннего контроля в учреждениях – это актуальная тема.

Учет принятых денежных обязательств в программе 1СБухгалтерия государственного учреждения 8

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учет денежных обязательств ведется на счетах:

—          502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год»; —          502.22 «Принятые денежные обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)»; —          502.32 «Принятые денежные обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)»; —          502.42 «Принятые денежные обязательства на второй год, следующий за очередным».

Согласно по счетам 502.12, 502.22, 502.32, 502.42 установлено ведение аналитического учета в разрезе принятых обязательств (по субконто Принятые обязательства типа Справочник Договоры и иные основания возникновения обязательств), видов расходов (по субконто КЭК типа Справочник Коды экономической классификации (КЭК) и лицевым счетам (по субконто Разделы лицевых счетов типа Справочник), а также по видам финансового обеспечения деятельности (КФО) и классификационным признакам счетов (КПС) согласно структуре рабочего плана счетов учреждения.

Для счетов установлен номер журнала операций «9». Это значит, что в проводках по счету будет установлен номер журнала операций 9, операции по счету будут отражаться в Журнале по санкционированию № 9.

Для отражения на счетах бухгалтерского учета сумм принятых учреждением денежных обязательств текущего года применяется документ Принятое денежное обязательство.

Документ может быть введен как самостоятельно, так и на основании документов:

  • Покупка материалов (в пути);
  • Покупка материалов;
  • Покупка ОС (в пути);
  • Покупка ОС, НМА;
  • Покупка НПА;
  • Услуги сторонних организаций.

При вводе на основании большинство реквизитов заполняются автоматически из документа-основания.

Останется лишь указать Лицевой счет и Раздел лицевого счета, на которых будет отражено кассовое выбытие по исполнению денежного обязательства.

Для регистрации денежного обязательства на суммы аванса, предусмотренного по условиям договора, а также в других случаях документ Принятое денежное обязательство вводится самостоятельно.

При проведении документа формируются бухгалтерские записи по принятию денежного обязательства в уменьшение принятого обязательства текущего года:

Дебет 0.502.11.000 Кредит 0.502.12.000.

Из документа можно сформировать бухгалтерскую справку (ф. 0504833).

В программе предусмотрено формирование регистров учета, регламентированных Инструкцией по применению ЕПСБУ:

  • операции по счету 502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» отражаются в отчете Журнал операций, который позволяет сформировать Журнал по санкционированию по форме 0504071. Для формирования Журнала по санкционированию в настройке параметров отчета Журнал операций следует указать номер журнала — 9;
  • для формирования Журнала учета принятых обязательств (ф. 0504064) применяется отчет Журнал регистрации обязательств (меню Бухгалтерский учет -> Регламентированные регистры бухгалтерского учета).

Также по счету 502.12 можно формировать любые стандартные отчеты.

Предусмотрено отражение данных по счету 50202 при автозаполнении регламентированных отчетов Ф. 0503128, Отчет о принятых бюджетных обязательствах, Ф. 0503138, Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности и Ф. 0503738, Отчет об обязательствах, принятых учреждением.

Подробно порядок отражения в учете денежных обязательств в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» описан на ИТС.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Списание долгов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: