Статья 20. Арбитражные управляющие

Статьи

2 Июня 2016

Нужно ли согласие арбитражного управляющего на утверждение в деле о банкротстве?

Может ли арбитражный управляющий отказаться от назначения на процедуру банкротства? Наша практика показала, что если саморегулируемая организация приняла решение управляющего назначить, судом он будет назначен.

Схематично кейс выглядит так.

1.      Кредитор предложил кандидатуру арбитражного управляющего.

2.      Информация ушла в суд и в саморегулируемую организацию (СРО).

3.      СРО рассмотрела и утвердила кандидатуру.

4.      СРО направила в суд информацию о соответствии арбитражного управляющего установленным требованиям.

В процессе банкротства выбор арбитражного управляющего, а также предоставление в суд информации о соответствии кандидатуры требованиям закона (ст. 20 и 20.2 Закона о банкротстве) осуществляет СРО.

 5.      Представляя документы для суда, СРО не приложила согласие самого арбитражного управляющего, поскольку данное согласие – внутренний документ, и организация не обязана его предоставлять суду.

П. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 разъясняет, что СРО не представляет суду документы, подтверждающие соответствие кандидатуры арбитражного управляющего установленным требованиям, и суд не проверяет достоверность представленной ею информации о таком соответствии.

 6.      Арбитражный управляющий, который не был согласен на утверждение в деле о банкротстве, тем не менее, был назначен судом (согласно рекомендации СРО).

Суд вправе проверить достоверность представленных СРО сведений в случае представления участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве лицом доказательств несоответствия арбитражного управляющего установленным требованиям, предложив СРО и кандидату в арбитражные управляющие представить документы, подтверждающие необходимое соответствие.

 7.      Апелляционный суд рассмотрел жалобу арбитражного управляющего и оставил решение суда первой инстанции без изменений.

Фактически суд подтвердил, что даже если отсутствует письменное согласие арбитражного управляющего, при наличии согласований со стороны СРО, арбитражный управляющий будет назначен на законных основаниях.

Мы можем рекомендовать в подобных случаях (в случае несогласия с утверждением на процедуру банкротства арбитражным управляющим) заявлять ходатайство о проверке представленных саморегулируемой организацией документов и обжаловать действия комиссии СРО по отбору кандидатур арбитражных управляющих.

Стоит отметить, что законодатели уже обратили внимание на то, что подобные ситуации требуют урегулирования. В данный момент в первом чтении утверждены поправки в Закон о банкротстве и КоАП РФ, согласно которым СРО будут нести административную ответственность за представление в арбитражный суд недостоверной информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего (штраф для должностных лиц от 10000 до 30000 рублей, для юридических лиц от 25000 до 50000 рублей).. Артем Волков, юрист юридической фирмы «LL.C-Право»

Артем Волков, юрист юридической фирмы «LL.C-Право»

Другие статьи

22 Января 2016

Арбитражные управляющие: кризис профессии

«Новая адвокатская газета» публикует блог управляющего партнера «LL.C-Право» Дмитрия Лизунова, посвященный анализу нового закона об арбитражных управляющих. «Результатом принятия нового закона об ужесточении контроля за деятельностью арбитражных у…

4 Апреля 2016

Пять сегодня, три вчера

Собрались продавать недвижимость? Тогда этот неприятный налоговый сюрприз – для вас…
С 1 января 2016 года освобождаются от налогообложения НДФЛ доходы граждан при продаже недвижимости в том случае, если собственник владел объектом более пяти лет (ранее срок составлял три года).
23 Марта 2016

Прививка от «уголовки»

«Новая адвокатская газета» публикует блог управляющего партнера «LL.C-Право» Дмитрия Лизунова, посвященный развитию практики уголовно-правовой защиты бизнеса. «Все чаще наши клиенты в рамках процедуры банкротства, да и в рамках других пр…

21 Января 2016

Минэкономразвития РФ подготовило пакет поправок в закон «О несостоятельности (банкротстве)», который предусматривает новый способ удовлетворения требований кредиторов посредством поглощения компании-должника без согласия собственника через конвертацию долга в акции. Если данные поправки будут принят…

Статья 20.3. права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве

Одной из ключевых обязанностей управляющего на этой стадии является проведение анализа материального состояния предприятия-должника, по результатам которого определяется его платежеспособность, возможность удовлетворения предъявленных ему финансовых требований, оцениваются шансы на прекращение процедуры банкротства и восстановление нормального функционирования предприятия, а также выявляются признаки фиктивного или целенаправленного банкротства (при их наличии). Права временного управляющего определены ст. 66, а обязанности — ст. 67 закона 127-ФЗ.

Административный управляющий, утверждаемый для проведения процедуры финансового оздоровления (ст. 2 закона 127-ФЗ). На этой стадии управляющий осуществляет контроль над деятельностью предприятия и корректирует ее в соответствии с разработанным планом финансового оздоровления.

Как не ошибиться в выборе арбитражного управляющего

Мерки соответствия для этого специалиста:

  • Ответственность. Данное положение довольно обобщенное и говорит об арбитражном управляющем, как о человеке, который может выполнять свою работу, даже находясь под напором кредиторов, налоговых и прочих сопутствующих делу организаций. И, в то же время, стабильно достигать успеха.
  • Руководительский опыт. Нередки случаи, когда на данную специальность идут люди, которые, увы, не могут контролировать даже самих себя. Это легко понять, если посмотреть вокруг. Как бы там ни было, подобные люди абсолютно не способны эффективно работать в оговариваемой сфере даже короткий срок. В этом вопросе компания «Арбитражный управляющий» имеет существенное преимущество, ведь компетенция сотрудников подтверждена имеющимся опытом.
  • Понимание экономической и законодательной сферы. В законодательстве говорится, что занять пост арбитражного управляющего способен абсолютно любой гражданин. Но там не указано, что данный специалист каждый день решает вопросы экономического и правового характера различной степени сложности. Все решения, принятые назначенным специалистом, должны быть обоснованны с обеих точек зрения.

Но даже невзирая на то, что данные критерии выглядят простыми и понятными, сделать правильный выбор зачастую не так-то просто.

Основа взаимодействия клиента и специалиста — это взаимное доверие

Важно понимать, что арбитражный управляющий — это человек абсолютно незаинтересованный, а значит беспристрастно делающий свою работу

Обратите внимание, что для начала работы вам необходимо не только выбрать кандидата, но и получить его письменное согласие на участие в вашем деле. Только тогда он сможет полноценно приступить к выполнению своих непосредственных обязанностей

Вполне естественно, что вы, особенно сталкиваясь с подобной ситуацией впервые, будете беспокоиться о сохранности своей информации. И нет ничего удивительного в том, что аргументы о длительной успешной работе и так далее не подействуют с первого раза должным образом. Для доверия нужно время, и это абсолютно нормально.

Дисквалификация арбитражного управляющего за нарушения

Статья 20. Арбитражные управляющие

ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО ЗА ЛЮБОЕ ПОВТОРНОЕ НАРУШЕНИЕ // ЗАПОЗДАЛОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ЧАСТИ «НЕДОНОШЕННОГО» ЗАКОНОПРОЕКТА 723854-6, ОТ МОМЕНТА «ЗАЧАТИЯ» СТАВШЕГО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ 391-ФЗ М

Российский Союз Саморегулируемых Организаций Арбитражных Управляющих опубликовал в блоге Закон.ру свою позицию по поводу принятого накануне нового года федерального закона № 391, в котором говорится о дисквалификации арбитражного управляющего за любое повторное нарушение и увеличении компенсационного фонда СРО.

Продолжаем обсуждение Федерального закона № 391-ФЗ. Сегодня мы сосредоточимся на нескольких «недоношенных» нормах этого закона об усилении ответственности арбитражных управляющих и иных профессиональных участников дел о несостоятельности Порядок принятия перечисленных норм вызывал недоумение всего профессионального сообщества, однако пока отложим эту тему для отдельной дискуссии и сосредоточимся на тех изменениях, которые следуют из закона.

Прежде всего отметим, что закон усиливает ответственность не только арбитражных управляющих, но и других профессиональных участников дел о несостоятельности – реестродержателя, организатора торгов, оператора электронной площадки либо руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации. При этом нужно учитывать, что существует еще законопроект об универсальных электронных торговых площадках (ЭТП) и то, что с его принятием операторов ЭТП может остаться не больше 10, так что вполне вероятно, что согласных проводить торги в делах о банкротстве через пару лет не останется.

Законом увеличен срок привлечения профессиональных участников лиц к административной ответственности за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности до трех лет со дня совершения административного правонарушения. Кроме того, теперь Кодекс предусматривает предупреждение за первое нарушение законодательства о несостоятельности и только один вид административной ответственности должностных лиц за повторное в течение года правонарушение – дисквалификация на срок от полугода до трех лет. Учитывая, что контролирующий орган не вправе игнорировать даже самые малозначительные нарушения (самое распространенное из таких нарушений — незначительное опоздание с включением сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве), большая часть активных арбитражных управляющих просто может быть дисквалифицирована, а найти управляющего, согласного вести малооплачиваемые дела о банкротстве граждан будет почти невозможно. Эти нововведения вызвали, пожалуй, самое серьезное возмущение: среди арбитражных управляющих появились призывы к забастовке, а петиция против законопроекта набрала более двух тысяч подписей за первый же день. Такая реакция вполне обоснована, учитывая закрепленные Конституции РФ принцип справедливости и соразмерности наказания.

Штрафовать должников за неисполнение обязанности обратиться с заявлением о банкротстве теперь будут налоговые органы, а дисквалифицировать должностных лиц за повторное (в течение года) нарушение этой обязанности будут арбитражные суды. Можно сделать вывод, что судебный порядок привлечения директоров к ответственности стал скорее исключением из правила и касается скорее массовых директоров, возглавляющих множество несостоятельных должников.

Теперь нельзя утвердить в деле о банкротстве арбитражного управляющего, в отношении которого в течение предшествующего года вступил в силу судебный акт о его отстранении в связи с причинением убытков. По сути это также дисквалификация. Представляется, что и эта новелла противоречит Конституции (ее ч.1 ст.34 и ч.3 ст.55) и части 3 статьи 3.2 КоАП РФ, согласно которой такие наказания устанавливаются только КоАП РФ.

Очевидно, что закон направлен на усиление ответственности арбитражных управляющих. Казалось бы, его принятие означает исполнение (и даже перевыполнение) поручения Президента РФ об усилении ответственности арбитражных управляющих. Однако, насколько нам известно, это поручение не снято с контроля до принятия совсем другого законопроекта. и он идет своим чередом.

Требования к управленцу

Временный управляющий – это лицо, выполняющее функции по делу о финансовой несостоятельности на этапе наблюдения. К временному управленцу предъявляется несколько требований:

  • наличие диплома о высшем образовании определенного профессионального направления;
  • наличие профессионального стажа на руководящих должностях не менее 2 лет и наличие стажировки по профессии помощника арбитражного управленца не менее 6 месяцев;
  • успешная сдача экзаменов по подготовительной программе;
  • наличие паспорта гражданина РФ;
  • наличие регистрации в качестве ИП;
  • отсутствие судимости;
  • членство в саморегулируемой организации арбитражных управленцев, при этом необходимо соблюдать условие членства только в одной из таких организаций.

Временный управляющий выполняет особую роль на всех этапах операции по признанию предприятия банкротом. Его задача состоит в том, чтобы с наименьшими затратами обеспечить права и интересы компании-должника и ее кредиторов.

Кроме требований, предъявляемых статьями ФЗ №127 кредиторы компании-должника вправе дополнительно предусмотреть свои требования. Например, наличие у лица определенного количества рассмотренных дел по банкротству на должности арбитражного управленца.

Палки в колеса ТОП-6 затрудняющих работу ситуаций

Работа арбитражного управляющего постоянно осложняется огромным количеством жалоб, споров и требований.

И если разобраться самостоятельно не всегда получается, то наша шестерка самых-самых, постоянно «втыкающих палки в колеса» вам в помощь! Расскажем, как правильно реагировать, когда к вам предъявляют претензии.

  1. Трудовая инспекция. Работнику не выплатили зарплату, и он пишет жалобу в трудовую инспекцию. Инспекция в свою очередь начинает разбираться с арбитражным управляющим. Но никаких трудовых отношений между работником и управляющим никогда не было, а значит и «трудовики» не вправе вмешиваться в ситуацию. Особенно часто такие жалобы пишут те, чья зарплата или премия несказанно выросла аккурат перед банкротством. И вот тут уже реагировать нужно, но не трудовой инспекции, а арбитражному управляющему, ведь это не что иное, как сделка в преддверии банкротства, направленная против кредитора.
  2. Прокуратура. Предприятие банкрот, хозяйственной деятельности нет, сотрудники уволены. В такой ситуации никаких дел у прокуратуры здесь быть не может. Но заявители все равно постоянно пишут жалобы, пытаясь повлиять на конкурсного управляющего. Самый лучший выход в подобной ситуации – принести судебную практику, после 1-2 разбирательств, вас больше не станут вызывать по подобным жалобам.
  3. ФНС. В случае с налоговой жаловаться нужно самому конкурсному управляющему. Если ФНС требует предоставить огромный объем документов – идите в суд. Практика показывает, что он всегда становится на сторону арбитражника. Если налоговой что-то необходимо, то ознакомиться с этим она может в материалах банкротного дела, а арбитражный управляющий не должен отвечать на их запросы и предоставлять документы.
  4. Полиция. Жалобы пишут и к ним, хотя полиция не имеет никакого отношения к банкротному делу. Исключения лишь два: первое – преднамеренное банкротство, второе, когда суд уже вынес решение о неправомерных действиях управляющего. Во всех остальных случаях, полиция здесь не причем, но приходить и объясняться все же придется.
  5. ЕГРЮЛ. Суд назначил управляющего, а значит, в организации произошли изменения, которые в пятидневный срок необходимо внести в реестр. Сложность в том, что пока будут соблюдены все формальности, пятидневка уже пройдет, и штрафа за нарушение сроков избежать не удастся. Самый простой выход – написать заявление в налоговую, с просьбой внести изменения в реестр на основании судебного акта. Тогда налоговый орган сам сделает все необходимое, освободив вас от проблем и штрафа.
  6. Судебные приставы. Их работа в банкротном деле очень часто «выходит боком». Дублирование требований, наложение арестов на счета и уверенность в том, что тратить деньги без их ведома, никто не имеет права. Несмотря на то, что управляющего назначает суд, и он в ответе только перед ним, судебные приставы вмешиваются в ситуацию, затягивая процесс и увеличивая количество проблем у арбитражника. Если приставы «приступили к работе», то долгих разбирательств избежать не удастся. Придется договариваться, убеждать и показывать отчет о том, что денег и имущества нет, а значит продавать нечего, и пора закрывать свои дела.

Временный управляющий

С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, применяется процедура наблюдения. И лицом, назначаемым арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» является временный управляющий.

Временный управляющий назначается из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии предложений -из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. При отсутствии указанных лиц кандидатура Временный управляющий предлагается гос-ным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению по запросу арбитражного суда в недельный срок с момента получения указанного запроса.

Временный управляющий вправе:

предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных статьями 63 и 64 настоящего Федерального закона;

  • · заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • · принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;
  • · обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные пунктом 2 статьи 64 настоящего Федерального закона;
  • · обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;
  • · получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника;
  • · осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом полномочия.

Органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника. Сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.

Временный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения.

К отчету временного управляющего прилагаются:

заключение о финансовом состоянии должника;

обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.

Временный управляющи действует с момента его назначения и до введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего, или до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего, или до утверждения арбитражным судом мирового соглашения, или до принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом.

Контроль над работой управляющего

Контроль работы управляющего осуществляется на основании ФЗ «О банкротстве». Собрание кредиторов должны получать данные о ходе дела минимум раз в три месяца. Специалистом эти данные предоставляются в форме отчётов и иных документов, отображающих ход дела, его результаты. Сотрудник обязан предоставить сведения о завершении дела.

Назначение АУ предполагает выполнение им докладов. В документе он обязан указать следующую информацию:

Статья 20. Арбитражные управляющие

  • Данные об инвентаризации собственности.
  • Данные о проведённой оценке.
  • Объём средств, которые поступили на основной счёт организации.
  • Источники поступления средств.
  • Сведения о процессе конкурсного производства в отношении имущества компании.
  • Указание сумм, полученных в результате продажи.
  • Объёмы и число требований, касающихся ответственности перед банкротом, выдвинутых сторонним лицам.
  • Объёмы штата сотрудников, которые остались на своих местах после инициации конкурсного производства.
  • Число уволенных лиц.
  • Информация о деятельности, предпринятой по предмету признания сделок должника недействительными.
  • Данные о реестре требований комитета кредиторов: составление, ведение. В этом пункте необходимо указать общую сумму обязательств, раздельные суммы долгов и их очерёдность.
  • Меры по сохранению имущества организации.
  • Меры по взысканию обязательств и собственности, которые имеются у сторонних лиц перед банкротом.
  • Объём задолженности на сегодняшний день. В этом пункте требуется указать факторы, которые привели к формированию этой задолженности.
  • Данные о действиях управляющего по закрытию счетов организации.
  • Информация о реализации субсидиарной ответственности сторонних лиц.

Также в документе может потребоваться указание информации, которая была установлена комитетом или арбитражным судом.

Прекращение деятельности управляющего по статьям ФЗ

Статья 20. Арбитражные управляющиеОсвобождение или отстранение сотрудника регулируется ФЗ 144 и 145. Данная мера может быть осуществлена в разных случаях. Прекращение деятельности специалиста осуществляется со стороны арбитражного суда, как и его назначения. Освобождение производится по следующим причинам:

  • Собственная инициатива управляющего.
  • Прошение от саморегулируемой компании арбитражных управляющих, к которой относится рассматриваемый сотрудник. Такая мера актуальна в случае обнаружения нарушений в работе управляющего, а также его несоответствия текущей должности, недостатке образования и опыта для данной деятельности, недобросовестности.

В случае прошения от саморегулируемой организации, предварительно принимается соответствующее решение со стороны коллегиального органа. Данное решение актуально в течение 2 недель с момента принятия. Направляется оно в арбитражный суд.

Отстранение может производиться в следующих случаях:

  • Имеется ходатайство от комитета кредиторов по факту неисполнения специалистом своих обязательств или их некачественное исполнение.
  • Факт нарушения интересов субъектов процесса, убытки кредиторов в рамках дела, в которых виновен данный управляющий. При этом лицо, интересы которого были задеты, должен написать жалобу и отправить ее в арбитражный суд. Образец жалобы на конкурсного управляющего есть на нашем сайте.
  • Выявление фактов, которые не позволяют выбранному лицу находиться на рассматриваемой должности.
  • Нарушение АУ правил членства в саморегулируемой компании и его последующее исключение.
  • К специалисту было применено административное наказание, в ходе чего ему было запрещено осуществлять конкурсное производство.

После прекращения деятельности специалиста, производится назначение нового управляющего. Данная мера регулируется статьёй 129. Когда было инициировано отстранение, управляющий может обжаловать решение. После принятия решения, должно последовать его незамедлительное исполнение. То есть, суду требуется быстро найти нового профессионала.

Права и обязанности конкурсного управляющего несоразмерны друг с другом. У данного специалиста много обязанностей, права же его нацелены, главным образом, на качественное исполнение работы.

Сведения о ходе дела предоставляется комитету кредиторов.

Перечень обязанностей продиктован необходимостью и целями конкурсного производства. Профессионал не только должен исполнять свою работу, но и регулярно предоставлять отчёты о ней. Сведения о ходе дела предоставляется комитету кредиторов. Комитет представляет собой список тех кредиторов, требования которых учтены в реестре. В остальном все действия с арбитражным управляющим согласовываются с арбитражным судом.

Для качества работы обеспечивается контроль над всеми действиями сотрудника. Производится он путём предоставления отчётов, дополнительных документов. Управляющий имеет доступ к счетам и собственности банкрота, а потому вся его деятельность проверяется.

Пример недобросовестного выполнения управляющим своих прямых обязанностей на видео:

В случае недобросовестности сотрудник может быть отстранен от дел. Однако это потребует судебного решения. Инициировать отстранение может комитет кредиторов, сам управляющий, а также саморегулируемая организация, к которой он относится. Освобождение от дел может быть инициировано в одностороннем порядке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Списание долгов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: