Внешнее управление как процедура несостоятельности и возможность финансового оздоровления должника

2. Основные направления антикризисного государственного управления в развитых странах

История социально-экономического развития многих, в том числе крупнейших, стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты.

Одни страны с большим трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.

Положение экономики России в 90-е годы XX в. нередко сравнивают с положением экономики США 30-х годов (Великая депрессия) и экономики послевоенных 40-х годов XX в. Германии и Японии.

В США антикризисное государственное управление проявляется в совершенствовании законодательства в области занятости, увеличении рабочих мест, особенно для молодежи, разработке региональных структурных программ и др. Так, в параграфе 310 гл

58 Свода законов США указывается, что эффективные мероприятия правительства должны включать специально разработанные программы по снижению высокого уровня безработицы, по уменьшению структурной безработицы в отдельных регионах и среди отдельных групп работников; уделять должное внимание увеличению роли экспорта и улучшению международной конкурентоспособности сельского хозяйства, промышленности и автомобилестроения

В США законодательно закреплена (параграф 311 того же Свода законов) антициклическая политика по вопросам занятости. В рамках ее проведения предусматриваются ускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в частном и государственном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице

Эта политика включает также реализацию программ обеспечения молодежи рабочими местами и программ развития, нацеленных на создание рабочих мест в отраслях, имеющих важное значение для штатов, населенных пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом

По мнению Конгресса США, на молодежь приходится большая доля имеющихся в стране безработных, и это в значительной степени способствует росту преступности, алкоголизма, наркомании и т. п.

При выработке мероприятий и программ по обеспечению работой молодежи американские законодатели предлагают правительству предусмотреть решение таких задач, как разработка практических методов сочетания работы с профессиональным обучением, стимулирование частного предпринимательства, практики получения профессионального образования без отрыва от производства.

Вторым важным направлением совершенствования антикризисного государственного управления в США является всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики. В этих целях в 1984 г. создан Президентский совет по совершенствованию управления. Его важнейшей задачей является выработка решения проблем, встающих перед госаппаратом. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления:

совершенствование управления финансовыми ресурсами;

рационализация управленческих инструментов и процедур;

координация деятельности генеральных инспекторов;

усилия различных ведомств по сокращению числа преступлений и др.

Следует отметить, что антикризисное государственное управление значительно усиливается в периоды экстремального развития — от усиления государственного контроля над отраслями и предприятиями в период кризиса до централизованного администрирования в сферах производства и распределения продукции.

Например, в Японии в послевоенные годы экономический механизм характеризовался прямым государственным управлением подавляющего большинства отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов.

Усилия государственной экономической политики Японии того периода были направлены прежде всего на создание условий для рыночной конкуренции. В 1947 г. были приняты законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, о частных предпринимательских организациях. В последующие годы (1949-1950 гг.) продолжилась активная политика государства по демонополизации экономики, и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении поэтапно отменяется государственное регулирование цен.

Читайте так же:  Оплата кредита онлайн в Альфа Банке по номеру договора

Общая характеристика ООО Эльдорадо

ООО «Эльдорадо»- крупнейшая торговая сеть по продаже бытовой техники и электроники.

Компания была создана в 1994 году. В начале 2005 года европейская компания, крупный розничный торговец бытовой техники и электроники Dixons Group получил исключительное право на приобретение контрольного пакета акций «Эльдорадо» до 2011 года. Цена 100% акций «Эльдорадо» была установлена в размере $1,9 млрд. в июне 2007 года стало известно, что DSG International отказалась от исполнения опционного соглашения.

С мая 2005 года компания развивала собственную сеть салонов сотовой связи (480 салонов сотовой связи ООО «Эльдорадо» на начало 2009 года). В 2009 году в связи с финансовыми затруднениями вся сеть салонов сотовой связи была продана компании МТС.

Изначально единоличным владельцем компании являлся Игорь Яковлев. В начале 2008 года налоговые органы предъявили одному из юридических лиц «Эльдорадо» налоговые претензии на сумму почти в 15 млрд. рублей. После этого банки-кредиторы потребовали досрочного погашения кредитов на сумму $400 млн., а поставщики прекратили поставлять товар. «Эльдорадо» выручила чешская группа PPF, предоставив заем в $500 млн.

В сентябре 2008 года Яковлев избавился от контрольного пакета «Эльдорадо», продав 39% группы холдингу PPF, а 11%- итальянской страховой группе Assicurazioni Generali за сумму порядка $400-800 млн. В декабре 2010 года PPF выкупила долю итальянской компании за 46 млн. евро, получив контрольный пакет. В августе 2011 года чешская компания выкупила остатки «Эльдорадо» у ее основателя, заплатив $625 млн.

На сегодняшний день под брендом «Эльдорадо» работает 328 магазинов. Каждый из них является обособленным подразделением Общества. С 1 сентября 2009 года генеральным директором является Кобахидзе Кахабер Важаевич. А 100% акций группы на сегодняшний день по прежнему принадлежат чешскому холдингу PPF.

Основной миссией «Эльдорадо» является — помочь сделать правильный выбор и создать собственный яркий и комфортный мир, наполненный качественной техникой лучших мировых брендов.

Доля рынка составляет около 18-19%.

Инструментарий реактивного антикризисного менеджмента

Инструментарий реактивного менеджмента базируется прежде всего на ситуационном анализе, который рассматривает любую управленческую ситуацию в динамике и предполагает гибкое использование самых разнообразных взаимодополняющих методик. Достоинством данного подхода является разработка системы альтернативного реагирования на критическую ситуацию с учетом направления ее развития.

Важным методом в рамках реактивной модели выступает инновационный подход, который направлен на использование нестандартных инновационных решений в процессе выхода из кризисов. В русле данного подхода принято отказываться от традиционного стремления к усиленной экономии ресурсов во время кризисной ситуации. Напротив, нужно попытаться сделать акцент на поиске новых управленческих решений, заняться модернизацией технологий управления. Инновационный подход предполагает активное использование механизмов интеграции и партнерства, выстраивание взаимодействия государства, бизнеса и общества в процессе преодоления кризиса. Такое взаимодействие является фундаментом для генерирования бизнес-идей и перманентного развития всей системы в инновационном потоке.

В рамках реактивной модели также предполагается ведение мониторинга для фиксации всех негативных и позитивных тенденций, свидетельствующих о выходе из кризиса или о его обострении, чтобы иметь возможность своевременно принимать адекватные ситуационные решения и пересматривать стратегическую линию в случае необходимости.

Алгоритм реактивной модели антикризисного менеджмента

  • 1. Идентификация областей кризиса.
  • 2. Оперативное создание команды антикризисного реагирования, которая способна быстро действовать в сложившейся ситуации.
  • 3. Срочная разработка концепции антикризисного менеджмента и ее немедленная реализация.
Читайте так же:  Возможно ли рефинансирование кредита с плохой кредитной историей Как перекредитоваться с плохой кредитной историей

На практике реактивный и превентивный подходы часто используются в качестве взаимодополняющих, поскольку в системе управления возможны кризисные ситуации на разных уровнях, в различных структурах и на разных стадиях развития. Таким образом, с точки зрения современного антикризисного менеджмента преодоление кризиса — вполне управляемый процесс, успех которого во многом зависит от своевременного распознавания кризисных тенденций и выстраивания системы менеджмента адекватного реагирования.

  • См.: Уткин Э. А. Антикризисное управление: учебник. М.: ЭКМОС, 1997. С. 8.
  • См.: Лесков Л. В. Знание и Власть. Синергетическая кратология. С. 30.
  • См.: Кюнтцелъ С. Эволюционное моделирование и критический реализм // Вопросы экономики. 2009. № 1. С. 23—248.
  • См.: Антикризисный менеджмент: консервативный или эволюционный подход? URL: crisis-strategy.ru/content/view/135/171/ (дата обращения: 31.03.2013).
  • См.: Sheldon-Green Р. Winning PR Tactics: Effective Techniques to Boost Your Sales. L.: Prentice Hall Books, 1994. P. 138.
  • См.: A Social Constructionist Approach to Crisis Management // Communication Studies. Vol. 54. 2003. P. 21.
  • См.: Антикризисный менеджмент: консервативный или эволюционный подход? URL: crisis-strategy.ru/content/view/135/171/ (дата обращения: 31.03.2013).

Превентивные антикризисные меры

В ряде стран государственные органы разрабатывают программы приватизации, и их осуществление рассматривается как превентивные антикризисные меры, направленные на предотвращение или выход из кризиса отдельных предприятий и даже целых отраслей экономики. Цель такой приватизации — поиск новых, более совершенных структур предприятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности.

Приватизация в каждой стране имеет свои особенности

Так, характерной чертой приватизации в Великобритании является постепенность, в Германии — осторожность, в Италии — ярко выраженный прагматизм. В Чешской Республике приватизация имела главную цель — уменьшить долю государства во владении собственностью и довести удельный вес государственной собственности до 10-15%

В целом развитые страны Запада рассматривают приватизацию как средство создания смешанной экономики.

По мнению западных экономистов, смешанные предприятия в настоящее время признаны наиболее конкурентоспособными, наиболее гибкими, в то же время для большинства государственных предприятий во всех странах характерна низкая эффективность в результате издержек на единицу продукции. Как правило, государственные предприятия рассматриваются как инструмент экономической и социальной политики, а не как коммерческие предприятия.

Основным побудительным стимулом приватизации является оздоровление экономики предприятий за счет частных инвестиций, в том числе иностранного капитала.

В странах с развитой рыночной экономикой приватизация принимает следующие формы:

продажа государственных предприятий частным инвесторам — физическим и юридическим лицам;

создание совместных предприятий с долевым участием частного капитала;

продажа части акций предприятий, являющихся государственной собственностью.

Приватизация в этих странах, как правило, осуществляется поэтапно: сначала предприятие подвергается санации (оздоровлению), затем оценивается экспертом-оценщиком и только потом продается частному капиталу. Такая последовательность позволяет максимизировать выручку от приватизации предприятия.

В Чешской Республике приватизация проходила в двух формах — малая приватизация и большая. Малая приватизация затрагивала предприятия сферы розничной торговли, бытового обслуживания, предприятия общественного питания и других подобных предприятий. Экономический и социальный эффект — стабилизация положения на крупных предприятиях, рассасывание безработицы, сохранение и даже увеличение рабочих мест.

Итак, в странах с развитой рыночной экономикой накоплен богатый опыт как предотвращения, так и преодоления кризисных ситуаций на макро- и микроуровнях. Конечно, исторические и социально-экономические условия возникновения, развития различных типов кризисов в России и других странах по многим позициям не совпадают. Но это обстоятельство не умаляет необходимости тщательного изучения этого опыта и вдумчивого, творческого подхода к его применению в процессе управления хозяйственными организациями разного уровня.

Читайте так же:  Судебная практика по неустойке по алиментам основания для взыскания и размер неустойки

Кризисные ситуации в экономике, неплатежеспособность и несостоятельность субъектов предпринимательства, приводят, прежде всего, к утрате вещных прав на имущество, на которое может быть наложено взыскание, в первую очередь, права собственности. Кризисный частный бизнес продается без государственного участия, государственный — с участием государственного собственника.

Государственно — монополистическое регулирование, государственное вмешательство в экономику происходит в кризисных ситуациях (в т.ч., во время войны) или при осуществлении крупных государственных работ. Капиталистическая частная собственность — основа национальной экономики большинства зарубежных стран.

В условиях экономического спада или кризиса правительства США и западноевропейских стран пытаются изменить ситуацию путем усиления государственного вмешательства в экономику, что естественно, при водит к увеличению государственных расходов и повышению доли ВНП, перераспределяемого через бюджет.

Увеличение правительственных расходов на управление экономикой сопровождается образованием дефицита бюджета и государственного долга. Либepaльнaя концепция монетаризма в США не предусматривает прямого вмешательства государства в экономику, а предусматривает лишь широкую государственную поддержку частного предпринимательства и рынка.

1. Понятие и сущность антикризисного государственного управления

Антикризисное управление — это непрерывный процесс, неотъемлемый элемент общей системы управления предприятием, осуществляемого в условиях ограничений по времени и финансам, который включает в себя своевременную диагностику кризисной ситуации, анализ причин ее возникновения, определение системы мер по функционированию предприятия в кризисных условиях, разработку плана выхода из нее.

Кризис — это явление, в ходе которого происходят изменения в развитии системы, результатом чего может стать нарушение развития или перемены внутри системы. В соответствии с данным определением основными задачами управления кризисами являются диагностика кризиса, выявление его причин и составление плана мероприятий по выводу предприятия из данного состояния.

В имеющихся определениях антикризисное управление трактуется как система мер по диагностике кризиса, анализу его симптомов и причин, выработке комплекса мер по функционированию предприятия в кризисной ситуации и программы по выводу организации из этого состояния. Тем самым антикризисное управление сводится к управлению предприятием, находящимся на грани банкротства. При этом происходит подмена тезиса — антикризисное управление становится результатом деятельности антикризисных управляющих, что снижает смысловую ценность рассматриваемого понятия, так как далеко не все возникающие на предприятии кризисы могут привести его к несостоятельности.

Антикризисное управление имеет свои специфические задачи не только в фазе кризиса, но и в фазе роста, и в фазе зрелости. Это составляющая процесса управления, в рамках которой осуществляется диагностика кризисной ситуации, проводится ее анализ и исследование причин ее возникновения, определяется система мер по функционированию предприятия в создавшихся условиях и вырабатывается программа выхода из кризиса.

Разнообразие кризисов порождает разнообразие процессов антикризисного управления. Однако любое антикризисное управление должно быть системным, обладать свойствами гибкости и адаптивности, быть настроенной на диверсификацию управления, усиление интеграционных процессов

Антикризисное управление также характеризуется мобильностью и динамичностью в использовании ресурсов, применением программно-целевого подхода в разработке и принятии управленческих решений, повышенной чувствительностью к фактору времени и пристальным вниманием к оценке вариантов поведения на каждом этапе

Государственное антикризисное регулирование является базой для принятия антикризисных программ в организациях и его главными задачами на современном этапе являются:

— совершенствование законодательства о банкротстве (расширение использования различных инструментов финансового рынка, уточнение процедур банкротства, в частности, финансового оздоровления, изменение подходов к подготовке кризисных управляющих); р

— разработка программ поддержки для различных типов неэффективно работающих организаций, применение специфических мер регионального антикризисного регулирования и контроля (обеспечение мультипликационного эффекта за счет помощи ключевым производствам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Списание долгов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: